amsicom.ru

Строение глаза для детей

Как устроен глаз и как он работает?
Как возникают близорукость и дальнозоркость?

В повседневной жизни мы с вами часто используем устройство, которое по своему строению очень похоже на глаз и работает по такому же принципу. Это фотоаппарат. Как и во многом другом, изобретя фотографию, человек просто сымитировал то, что уже существует в природе! Сейчас вы убедитесь в этом.

Глаз человека по форме – неправильный шар диаметром примерно 2,5 см. Этот шар называют глазным яблоком. В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. Аппарат, который воспринимает этот свет, находится на задней стенке глазного яблока (изнутри) и называется СЕТЧАТКОЙ. Он состоит из нескольких слоев светочувствительных клеток, которые обрабатывают поступающую к ним информацию и отправляют ее в мозг по зрительному нерву.


Строение глаза

Но для того, чтобы лучи света, поступающие в глаз со всех сторон, сфокусировались на такой небольшой площади, которую занимает сетчатка, они должны претерпеть преломление и сфокусироваться именно на сетчатке. Для этого в глазном яблоке есть естественная двояковыпуклая линза – ХРУСТАЛИК. Он находится в передней части глазного яблока.

Хрусталик способен менять свою кривизну. Разумеется, он делает это не сам, а с помощью специальной цилиарной мышцы. Чтобы настроиться на видение близко расположенных объектов, хрусталик увеличивает кривизну, становится более выпуклым и сильнее преломляет свет. Для видения удалённых предметов хрусталик становится более плоским.

Свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется АККОМОДАЦИЕЙ.


Принцип аккомодации

В преломлении света участвует также вещество, которым заполнена большая часть (2/3 объема) глазного яблока – стекловидное тело. Оно состоит из прозрачного желеобразного вещества, которое не только участвует в преломлении света, но также обеспечивает форму глаза и его несжимаемость.

Свет поступает на хрусталик не по всей передней поверхности глаза, а через маленькое отверстие – зрачок (мы видим его как черный кружок в центре глаза). Размер зрачка, а значит, количество поступающего света, регулируется специальными мышцами. Эти мышцы находятся в радужной оболочке, окружающей зрачок (РАДУЖКЕ). Радужка, помимо мышц, содержит пигментные клетки, которые определяют цвет наших глаз.


Радужная оболочка

Понаблюдайте за своими глазами в зеркало, и вы увидите, что если на глаз направить яркий свет, то зрачок сужается, а в темноте он, наоборот, становится большим – расширяется. Так глазной аппарат защищает сетчатку от губительного действия яркого света.

Снаружи глазное яблоко покрыто прочной белковой оболочкой толщиной 0,3-1 мм – СКЛЕРОЙ. Она состоит из волокон, образованных белком коллагеном, и выполняет защитную и опорную функцию. Склера имеет белый цвет с молочным отливом, за исключением передней стенки, которая прозрачна. Ее называют РОГОВИЦЕЙ. В роговице происходит первичное преломление лучей света

Под белковой оболочкой находится СОСУДИСТАЯ ОБОЛОЧКА, которая богата кровеносными капиллярами и обеспечивает клетки глаза питанием. Именно в ней находится радужка со зрачком. По периферии радужка переходит в ЦИЛИАРНОЕ, или РЕСНИЧНОЕ, ТЕЛО. В его толще расположена цилиарная мышца, которая, как вы помните, изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком находятся пространства – камеры глаза, заполненные прозрачной, светопреломляющей жидкостью, которая питает роговицу и хрусталик.

Защиту глаза обеспечивают также веки – верхнее и нижнее – и ресницы. В толще век находятся слезные железы. Жидкость, которую они выделяют, постоянно увлажняет слизистую оболочку глаза.

Под веками находится 3 пары мышц, которые обеспечивают подвижность глазного яблока. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая – вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси.

Мышцы обеспечивают не только повороты глазного яблока, но и изменение его формы. Дело в том, что глаз в целом тоже принимает участие в фокусировке изображения. Если фокус находится за пределами сетчатки, глаз немного вытягивается, чтобы видеть вблизи. И наоборот, округляется, когда человек рассматривает далёкие предметы.

Если в оптической системе есть изменения, то в таких глазах появляются близорукость или дальнозоркость. У людей, страдающих этими заболеваниями, фокус попадает не на сетчатку, а перед ней или за ней, и поэтому они видят все предметы размытыми.


Близорукость и дальнозоркость

При близорукости в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Из-за такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируются не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам или пользуется очками с рассеивающими (“минусовыми”) линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика.

Дальнозоркость развивается, если глазное яблоко укорочено в продольном направлении. Световые лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Для того чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие – “плюсовые” очки.


Коррекция близорукости (А) и дальнозоркости (Б)

Суммируем всё, что было сказано выше. Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней камеры, хрусталик и стекловидное тело, и в конечном итоге попадает на сетчатку, состоящую из светочувствительных клеток

А теперь вернемся к устройству фотоаппарата. Роль светопреломляющей системы (хрусталика) в фотоаппарате играет система линз. Диафрагма, регулирующая размер светового пучка, который поступает в объектив, играет роль зрачка. А “сетчатка” фотоаппарата – это фотопленка (в аналоговых фотоаппаратах) или светочувствительная матрица (в цифровых фотоаппаратах). Однако важное отличие сетчатки от светочувствительной матрицы фотоаппарата состоит в том, что в ее клетках происходит не только восприятие света, но и начальный анализ зрительной информации и выделение наиболее важных элементов зрительных образов, например направления и скорости движения объекта, его размеров.

Читать еще:  Капли для глаз противовоспалительные

Принцип работы фотоаппарата

Кстати.

На сетчатке глаза и светочувствительной матрице фотоаппарата формируется уменьшенное перевернутое изображение внешнего мира – результат действия законов оптики. Но вы видим мир не перевернутым, потому что в зрительном центре мозга происходит анализ полученной информации с учетом этой “поправки”.

А вот новорожденные видят мир перевёрнутым примерно до трех недель. К трём неделям мозг обучается переворачивать увиденное.

Известен такой интересный эксперимент, автор которого – Джордж М. Стрэттон из Калифорийского университета. Если человеку надеть очки, которые переворачивают зрительный мир вверх ногами, то в первые дни у него происходит совершенная дезориентация в пространстве. Но уже через неделю человек привыкает к “перевернутому” миру вокруг него, и даже все меньше осознает, что окружающий мир перевернут; у него формируются новые зрительно-двигательные координации. Если после этого снять очки-перевертыши, то у человека снова происходит нарушение ориентации в пространстве, которое вскоре проходит. Этот эксперимент демонстрирует гибкость работы зрительного аппарата и мозга в целом.

Обучающий видеофильм:
Как мы видим

Конспект занятия: «Глаза — наши помощники», для старшей группы

Татьяна Михайловна Раздрогова
Конспект занятия: «Глаза — наши помощники», для старшей группы

Конспект занятия «Глаза – наши помощники» для старшей группы

дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека. Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз. Ознакомить с приёмами оказания первой помощи при травме глаз. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание им помочь. Развивать двигательную моторную координацию, прослеживающую функцию глаз с фиксацией взора.

Предварительная работа:

1. Беседы по теме «Зрение».

2. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения, использование офтальмологического тренажера Базарного.

3. Сложно-ролевая игра «Больница» (на приеме у окулиста).

4. Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза», А. Барто «Очки».

5. Рассматривание познавательных рисунков.

Материалы:

картинки «вредно и полезно для глаз», картина «продукты питания, полезные для глаз», иллюстрация «строение глаза», зашумленные картинки по теме «овощи».

Ход занятия:

В гости приходит доктор Айболит.

Доктор Айболит: «Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Живёт мой братец за горой,

Не может видеться со мной (глаза)».

Педагог: «Ребята, а зачем человеку глаза?»

Дети: «С помощью глаз человек видит предметы, их размеры, цвета, форму. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени».

Педагог: «Я хочу прочитать вам стихотворение Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»:

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб из них текла слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Страшно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом,

Править быстрым самолетом;

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя,

Будет Николай танкистом,

А Сергей парашютистом,

Станет снайпером Илья,

Но для этого, друзья,

Кроме знаний и умения –

Всем необходимо зрение!

Педагог, используя схему строения глаза, рассказывает и показывает:

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен,

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружён.

Стенку эту белую

Обойдем же дом скорей

Ни крылечка, ни дверей.

Впереди кружочек тонкий –

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло –

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди пред белой склерой

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

В центре радужки – зрачок,

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой – тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?

На картинку не смотри –

В домике невидное

Оно прозрачно, как алмаз…

Строение глаза

Педагог: «А как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки?»

Педагог: «Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с мячом».

Веселый мяч помчался вскачь, (дети смотрят вдаль)

Покатился в огород, (дети смотрят на кончик носа)

Докатился до ворот, (дети смотрят вниз)

Покатился под ворота,

Добежал до поворота. (дети выполняют круговые

Там попал под колесо. движения глазами)

Хлопнул, лопнул – вот и все! (закрывают глаза)

Педагог: «Ребята, если о глазах плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности, нам надо беречь глаза».

Дидактическая игра «Что полезно, а что полезно для глаз»

Педагог: «Возьмите по одной карточке. То что полезно для глаз – положить к смешной рожице, а что вредно для глаз положить к грустной рожице. Объясните свой выбор».

Педагог использует карточки со следующими сюжетами:

1. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.

2. Ребенок читает в транспорте.

3. Ребенок трет глаза грязными руками.

4. Ребенок вытирает глаза чистым платком.

5. Ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидит близко к экрану.

6. Ребенок читает лежа.

7. Ребенок держит ножницы и карандаши острием вверх.

Педагог: «Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? Попробуйте с закрытыми глазами пройти по группе или на ощупь определить незнакомый предмет (можно завязать ребенку глаза чистым платком)».

Педагог: «На земле есть люди, которые ничего не видят. Как называется такой человек?»

Педагог: «Наше государство заботится о таких людях. Для слепых построены школы, где их учат читать с помощью пальцев, обучают собак – поводырей, которые помогают человеку ориентироваться на улице. А как помочь такому человеку?»

Дети: «Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам. Зайти в транспорт, купить продукты, лекарства и т. д.».

Педагог: «Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз?»

Дети: «Морковь, черника, перец…»

Педагог: «А еще очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.».

Из набора картинок «Продукты» дети выбирают наиболее полезные для глаз.

Педагог: «На картинке спрятались овощи (зашумленный рисунок). Назовите овощи и обведите по контуру тот, в котором много витамина «А» (морковь)».

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Айболит: «Ребята, так что надо сделать. Чтобы глаза были здоровыми?»

Дети: «Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты, содержащие витамины и т. д.».

Педагог: «Глаза – наши незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, узнаем друг друга. У больного человека меняется цвет глаз, по глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, правду он говорит или нет. Глаза могут передавать наше настроение. Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну. А если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.

Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! А какого цвета у Васи, у Саши ит. д. ?

Вижу, что у вас хорошее настроение, веселые глазки. В хороводе мы пройдемся и друг другу улыбнемся».

Беседа с детьми. Тема: «Чтобы глаза видели». Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. ночью лучше всех видит.

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования и оздоровительными минутками Конспект открытого занятия для воспитателей МБДОУ МО «Сказка», структурное подразделение №151, г. Краснодар. Воспитатель – Кравченко С. А.

Строение глаза для детей

Организм человека изучают три науки — анатомия, физиология и гигиена. Анатомия изучает строение организма. Физиология изучает функции органов и всего организма в целом.

Гигиена изучает условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Среди трех этих наук самой трудной для понимания, что в школах, что в высших учебных заведениях, традиционно считается анатомия. Бытует мнение, что анатомию можно одолеть только зубрежкой. Зубрить, зубрить и еще раз зубрить! Иначе никак! На самом же деле это не так. Если рассматривать человеческий организм как единую систему, а не набор отдельных органов, то сразу становится ясно, насколько логично он устроен. Нужно не зубрить, а думать — понимать назначение каждого органа, видеть взаимосвязь между органами и системами и т. п. При таком подходе зубрить ничего не придется.

Книга: Анатомия на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям

Орган зрения

Орган зрения самый важный анализатор у человека. Посредством зрения мы получаем около 70 % информации об окружающем мире. Около 70 %! Больше двух третей! Кроме важности, орган зрения является весьма чувствительным анализатором.

Давайте перечислим, какую именно информацию дает нам зрение. Посмотрите на какой-нибудь предмет и начинайте перечислять. А после читайте дальше и проверяйте — все ли вы перечислили.

Итак, зрение дает нам информацию о:

1. Форме предмета.

2. Цвете предмета.

3. Величине предмета.

4. Положении предмета в пространстве (удаленности от нас).

5. Движении предмета.

6. Освещенности предмета.

Зрению принадлежит первостепенная роль в трудовой деятельности людей. Профессии, в которых можно обойтись без зрения, можно без преувеличения пересчитать по пальцам.

Строение зрительного анализатора

Зрительный анализатор человека состоит из пары глаз, пары зрительных нервов, идущих от глаз к зрительной зоне коры больших полушарий и самой зрительной зоны (зрительного центра), расположенной в затылочной доле коры.

Зрительная зона присутствует в каждом из полушарий головного мозга. На пути в мозг зрительные нервы перекрещиваются, поэтому зрительная зона левого полушария получает сигналы от правого глаза, а зрительная зона правого полушария — от левой половины.

Человеческий глаз имеет сложное строение.

Глаз расположен в глазнице черепа — специальном углублении. Анатомически (то есть по-научному) считается, что глаз человека состоит из глазного яблока (это та часть, которую в быту и называют «глазом») и зрительного нерва.

Глазное яблоко получило такое название из-за своей формы. Глаз действительно похож на яблоко. Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра, окруженного тремя оболочками: наружной, средней и внутренней.

Наружная оболочка, называемая «склерой», представляет собой плотную соединительнотканную капсулу, которая прозрачна только в передней части, которая называется «роговицей». Именно через роговицу в глаз проникает свет (световые раздражители). Склера выполняет защитную и формообразующую функции. К склере прикрепляются глазодвигательные мышцы, которые участвуют в поворотах глаз. У каждого глаза шесть таких мышц. Сокращаясь, глазодвигательные мышцы поворачивают глазное яблоко, изменяя тем самым направление взгляда

Под склерой находится богатая кровеносными сосудами сосудистая оболочка глаза, которая обеспечивает питание глаза и выведение продуктов обмена. Сосудистая оболочка образована радужкой, ресничным телом и собственно сосудистой оболочкой. В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок, через которое лучи света проникают внутрь глазного яблока. Величина зрачка изменяется в зависимости от интенсивности освещения. На свету зрачки сужаются, предохраняя глаза от чрезмерного раздражения, а в темноте расширяются, чтобы пропустить как можно больше лучей (чуть позже об этом будет сказано подробнее). Изменение величины зрачка обеспечивают гладкие мышечные волокна которые расположенные в радужке. Радужка содержит некоторое количество пигмента, обуславливающего ее окраску (то, что в быту называется «цветом глаз»). Пигментирована в целом вся сосудистая оболочка, а не только радужка. Это своеобразное «затемнение» глаза, препятствующая проникновению света через склеру. Свет должен идти только через зрачок.

Часть сосудистой оболочки, расположенная за зрачком, называется «ресничным телом». К ресничному телу на круглой связке подвешен хрусталик — прозрачное тело, играющее в глазу роль линзы. Он и выглядит как двояковыпуклая линза. В толще ресничного тела находятся гладкие мышечные клетки, образующие ресничную мышцу. Эта мышца выполняет очень важную работу — она регулирует кривизну хрусталика.

За счет изменения кривизны хрусталика обеспечивается аккомодация зрения — «настройка» глаза на определенное расстояние до рассматриваемого объекта. Благодаря ресничной мышце мы можем смотреть далеко и близко. Когда ресничная мышца сокращается, то кривизна хрусталика увеличивается и его преломляющая способность возрастает. Глаз получает возможность рассматривать предметы, находящиеся вблизи. Когда ресничная мышца расслабляется, кривизна хрусталика и его преломляющая способность уменьшаются и глаз получает четкое изображение удаленных предметов.

Внутренняя оболочка глазного яблока называется «сетчатой оболочкой» или «сетчаткой». Сетчатка содержит светочувствительные рецепторы — палочки и колбочки, преобразующие энергию света в импульсы, передающиеся по зрительному нерву в зрительную долю коры больших полушарий. Колбочки располагаются в центре задней части сетчатки, прямо напротив зрачка. Они обеспечивают дневное зрение. Колбочки воспринимают цвета, форму и детали предметов. В периферической части сетчатки есть только палочки, которые раздражаются сумеречным светом. Мы уже знаем, что в темноте зрачок расширяется. Он расширяется для того, чтобы в глаз попадало больше световых лучей и еще для того, чтобы сумеречный свет попадал бы именно на чувствительные к нему палочки.

Палочки нечувствительны к цвету. Поэтому ночью все кошки серы. В темноте мы не различаем цветов.

А знаете ли вы, что преломившиеся в хрусталике лучи света от рассматриваемого предмета, попадая на сетчатку, образуют на ней обратное изображение предмета? Проще говоря — мы видим все вверх ногами!

Мы должны видеть все вверх ногами, но, тем не менее, видим нормально. Что за парадокс? В чем дело? Дело в том, что вскоре после рождения наше зрение, образно говоря, «становится на ноги». Новорожденные дети видят окружающий мир вверх ногами, но благодаря повседневной тренировке зрительного анализатора и постоянной проверке зрительных ощущений у них вырабатывается условный рефлекс, позволяющий видеть предметы в нормальном, «прямом» виде.

Под оболочками глаза находится стекловидное тело — студнеобразное прозрачное вещество, заполняющее пространство между хрусталиком и сетчаткой.

Место выхода из глазного яблока зрительного нерва называется «слепым пятном» поскольку в нем нет никаких световых рецепторов — ни палочек, ни колбочек.

Но почему в нашем зрении нет слепого пятна?

Дело в том, что слепые пятна в обоих глазах находятся симметрично, смещенными в отношении центра.

Изображения, получаемые от обоих глаз накладываются друг на друга, делая «провалы» в области слепых пятен незаметными. Помимо этого наш мозг способен поправлять (корректировать) воспринимаемое изображение.

Для обнаружения слепых пятен нужны специальные приемы.

Закройте левый глаз ладонью и смотрите на крестик правым глазом. Приближайте и отдаляйте книгу до тех пор, пока вы не обнаружите, что черный кружок исчез. Это произошло потому что он попал в область слепого пятна глаза.

Кроме основного аппарата, который мы только что рассмотрели, в глазу есть и вспомогательный аппарат. Он состоит из защитных приспособлений, слезного и двигательного аппарата. С двигательным аппаратом мы тоже уже знакомы.

К защитному аппарату глаза относятся брови, ресницы и веки.

Брови представляют собой дугообразные выпуклости кожи над глазницами, имеющие волосяной покров и особую двигательную мышцу. Брови защищают глаза от стекающих по лбу капель пота.

Веки — это подвижные кожные складки вокруг глаз, покрытые с внутренней стороны слизистой оболочкой, которая переходит на глазное яблоко. Различают верхнее и нижнее веко.

Ресницы представляют волосы, окаймляющие сверху и снизу разрез глаза. Ресницы расположены в 2 или 3 ряда на краях обеих век.

Ресницы и веки защищают глаза от попадания инородных частиц (пыли, мошек и др.). Веки также способствуют смачиванию глаз слезной жидкостью — секретом парных слезных желез (по одной у каждого глаза). Слезная жидкость омывает глазное яблоко, увлажняя его и тем самым предохраняя от высыхания. Кроме того, слезная жидкость очищает глаз от инородных предметов. Образуясь постоянно, слезная жидкость стекает по особому каналу — носослезному протоку в носовую полость. Повышенное отделение слезной жидкости может происходить во время эмоциональных напряжений — плача или смеха. Когда слезной жидкости выделяется много, она не успевает полностью стечь по носослезному протоку и переливается через края нижних век — по лицу текут слезы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector