amsicom.ru

Детский сад для детей с нарушением зрения

Открытое образование: школы и детские сады для детей с нарушением зрения

Текст: Мария Солтыс

Открытое образование: школы и детские сады для детей с нарушением зрения

Текст: Мария Солтыс

Тифлокомментарий: яркий солнечный свет заливает пустой школьный класс: доску, парты и стулья.

Выбор образовательного учреждения для незрячего или слабовидящего ребенка – задача ответственная и требующая осознанного подхода. Наряду с обучением в специализированных заведениях, у учеников с нарушением зрения есть возможность пойти по пути инклюзивного образования – учиться вместе с детьми, которые видят по-разному, в обычных детских садах и общеобразовательных школах. О том, какие варианты обучения доступны слепым и слабовидящим детям в России, читайте в нашей статье.

Тифлокомментарий: девочка лет шести сидит на коленях перед круглым столом и макает кисточку в краску левой рукой. У нее длинные темные волосы, полосатое черно-белое платье, белая кофта и белые носки. На глазах очки. Девочка широко улыбается. На заднем плане спиной к ней сидят перед мольбертами два мальчика в разноцветных футболках и рисуют. Комната светлая и наполнена игрушками.

Дошкольное образование

Для дошкольников с нарушением зрения существуют специализированные детские сады, а также сады компенсирующего и комбинированного видов.

В детсадах компенсирующего вида обучаются дети, которые по различным причинам испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ. Здесь есть группы для детей с нарушением слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами, психологическими заболеваниями: повышенной возбудимостью, раздражительностью, нервозностью, – а также дети с нарушением зрения. В таких садах созданы наиболее комфортные условия для обучения детей с особыми потребностями: там работают логопеды, психологи, массажисты, врачи-терапевты, тренеры по лечебной физкультуре и другие специалисты.

Детсады комбинированного вида – это возможность для ребят с нарушением зрения учиться рядом с детьми без инвалидности, при этом получая достаточно внимания со стороны преподавателей. В таких детских садах наряду с общеобразовательными группами созданы группы с особой специализацией, например, компенсирующие для детей с нарушением зрения.

В специализированных детских садах ребят обучают по специальной коррекционной программе. Кроме того, с детьми занимаются тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги. Также предусмотрены занятия для детей с ослабленным зрением на аппаратах.

Тифлокомментарий: на фотографии, залитой солнечным светом, спиной к нам идет девочка, держа за руку женщину в полосатой футболке и джинсах. У девочки русые волосы, убранные в высокий хвост и заплетенные в косичку. На ней бирюзовая футболка и синий рюкзак. На глазах очки. Она озорно улыбается, повернувшись к женщине.

Школы

Что касается школ, то дети с нарушением зрения также имеют возможность обучаться в специальных заведениях: школах-интернатах и коррекционных школах III-IV вида – и инклюзивных: вальдорфских и школах интегрированного обучения.

«В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей: в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Нижнем Новгороде, Владимире и других. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие обучаются в разных учебных заведениях: отдельно интернаты для слабовидящих и отдельно интернаты для незрячих. Это более продуктивно, так как методы обучения разные», – отмечает специалист по социальной работе школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых Виктория Полукарова.

К примеру, в коррекционных школах III-IV вида в организации образовательного процесса применяются специальные формы и методы работы, оригинальные учебники и пособия, тифлотехники: образовательную программу здесь изменяют в соответствии с потребностями учеников, а в классах учится меньше ребят, чем в общеобразовательных школах. Большим плюсом является то, что в таких образовательных учреждениях внимательно относятся к созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий для обучения слепых и слабовидящих детей. Кроме того, педагоги всесторонне подготавливают учеников к жизни в обществе. В специализированных школах, а также школах-интернатах обучение длится 12 лет, так как в младшей школе ребята проводят пять классов из-за изучения «брайля».

Также для слабовидящих и слепых детей есть вариант получения образования на дому: в этом случае ребята могут заниматься по индивидуальной программе, соблюдая комфортный для них ритм обучения.

«В нашем учебном заведении учатся дети с разными причинами слепоты. К нам в школу приходили поздно ослепшие дети, в том числе в старшие классы. В этом случае им требовались дополнительные занятия по изучению Брайля, а также помощь в обучении ориентировке в пространстве. Но в большинстве случаев дети смогли адаптироваться и продолжить свое обучение, – говорит Виктория Полукарова. – Также в школу, где обучают на Брайле, рекомендуют идти детям слабовидящим, но с плохим прогнозом по зрению, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза. Если ребенок слабовидящий, но с хорошим остатком зрения, то обучение в школе-интернате для слабовидящих будет более продуктивным».

Тифлокомментарий: светловолосый мальчик лет четырех в очках, белой футболке, бордовых джинсах и с синим портфелем за плечами поднимает большой палец правой руки наверх и улыбается.

По словам кандидата психологических наук, доцента кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта и сотрудника благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Ксении Николаевой, сейчас практически в каждом городе открывают районные досуговые и социально-реабилитационные центры для детей с особенностями развития, в том числе и с нарушениями зрения. «В них родители и дети могут получить консультацию специалистов и записаться на развивающие занятия. Не стоит забывать и об инклюзивных образовательных учреждениях, которые охватывают все большее количество регионов», – добавляет она.

Инклюзивное образование – это тот случай, когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Таким образом ребенок социализируется и получает навыки самостоятельной жизни в обществе.

Помимо общеобразовательных учреждений с инклюзивными классами есть и вальдорфские школы. Они отличаются тем, что здесь делается упор на развитие не академических знаний, а творческих способностей ребенка. Ученикам в таких школах не ставят оценки, благодаря чему, по мнению преподавателей, у детей отсутствует дух соперничества, а в классах нет разделения на лидеров и отстающих – все дети чувствуют себя единым коллективом.

Тифлокомментарий: молодая женщина в белой блузке и очках и девочка в розовой футболке сидят за столом. Женщина водит руками ребенка по книге, напечатанной азбукой Брайля. У девочки закрыты глаза.

По мнению Виктории Полукаровой, несмотря на развитие инклюзивного образования в России, для учащихся с нарушением зрения оно не вполне подходит. «Методы обучения незрячего ребенка (словесный метод, использование тактильно-осязательных ощущений, метод «рука в руке» и т.п.) предполагают постоянное взаимодействие педагога с учеником, а также затрату большего времени на объяснение нового материала. В инклюзивных классах соблюдение этих условий затруднено, в том числе в связи с большей наполняемостью классов. Как минимум необходим тьютор для каждого ребенка с проблемами со зрением, что не всегда представляется возможным. Разный темп работы, обусловленный в первую очередь использованием шрифта Брайля, усложняет качественное выполнение полного плана урока. Мы считаем, что в случае с незрячими детьми инклюзия хороша во второй половине дня: внеурочные занятия, дополнительное образование, конкурсы, фестивали, – когда дети с ограниченными возможностями здоровья могут свободно взаимодействовать со здоровыми детьми, социализироваться и адаптироваться в обществе без ущерба для своей образовательной деятельности», – объясняет она.

Ксения Николаева также придерживается мнения, что инклюзивные классы подходят далеко не каждому ребенку. «Мало открыть инклюзивный класс или группу – важно, чтобы в нем работал специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии. Общество должно быть готово принять эту систему не только на бумаге, но и в реальной жизни, с ее конкретными примерами. Ко всему в жизни нужно подходить без перегибов, держась золотой середины и здравого рассуждения. Я придерживаюсь мнения, что не каждой семье, где растет ребенок с особенностями развития, нужно стремиться к обучению в инклюзивном классе», – отмечает Ксения.

Однозначный ответ на вопрос о том, какое образовательное учреждение лучше подходит для ребенка с нарушением зрения, дать нельзя. «Каждый ребенок уникален. Какое учреждение больше подходит конкретному ребенку, может посоветовать специальная медико-психолого-педагогическая комиссия, но окончательное решение остается за родителями ребенка», – говорит Ксения Николаева.

Читать еще:  Как быстро испортить зрение

По ее словам, при выборе детского сада или школы в первую очередь стоит обращать внимание на наличие высококвалифицированной, дружной и мотивированной команды специалистов. «Коллаборативная работа штата, сотрудников и родителей, построенная на взаимоуважении и совместном решении задач может принести высочайшие результаты», – считает Ксения.

Нашли опечатку? Нажмите ctrl+enter – мы исправим. Спасибо!

Детский сад для детей с нарушением зрения

При многих заболеваниях зрения у детей ухудшается качество жизни. Приходит возраст, когда ребенку необходимо пойти в детский сад. Обычное дошкольное учреждение для них не подходит, им требуется специализированное лечение, небольшой детский коллектив.

Таким детям необходима помощь посторонних людей, даже в обычных повседневных делах . Поэтому для таких пациентов разработаны специальные детские сады с индивидуальной лечебной методикой.

Заболевания зрения у детей

Существует определенный список заболеваний, по которым ребенка могут принять в специализированный детский сад, направленный на коррекцию офтальмологических нарушений:

  • катаракта – помутнение хрусталика;
  • косоглазие – нарушение расположения глазного яблока в глазнице, вследствие чего может снижаться функция одного или обоих глаз;
  • миопия – снижение функции зрения, когда ребенок хорошо видит вблизи, но плохо вдалеке;
  • астигматизм – нарушение параметров глазного яблока, из-за которых пациент неправильно воспринимает форму окружающих объектов, дополнительно снижается функция зрения;
  • патологии сетчатки, зрительного нерва (повреждение, отслоение, нарушение развития, разрыв);
  • помутнение преломляющих сред.

Такие заболевания могут быть врожденными или приобретенными. К какой именно разновидности относится эта болезнь, неважно. У ребенка резко снижается функция зрения и способность распознавать окружающие предметы. Поэтому ему необходимо ежедневное лечение, которое существует в специализированных детских садах.

Отличия специализированного детского сада от стандартного

В специализированных детских садах проходит индивидуальная программа обучения для детей, у которых снижена функция зрения. Ежедневно для них проводят занятия по улучшению качества слуха и зрения.

Воспитатели в таких садах должны ежедневно разрабатывать различные подвижные игры, с помощью которых будет стимулироваться функция зрения, а также корректироваться нарушение координации в пространстве.

В специализированных садах находятся игрушки, которые лишены острых краев, так как ребенок со сниженным зрением может не разглядеть их параметры. Такие игрушки должны быть крупными, чтобы все смогли рассмотреть и выбрать их.

Сады оснащены специализированным офтальмологическим оборудованием, при помощи которого можно ежедневно проходить необходимые оздоровительные процедуры, что не всегда могут позволить себе родители в домашних условиях. Например, в них может находиться синоптофор, который может стимулировать работу глазодвигательных мышц, чтобы устранить косоглазие.

В специализированных детских садах содержатся небольшие группы. Максимально в группы набирают 15 человек, не более. В обычных садах находится от 30 человек.

В детском саду находится множество врачей различных специальностей. Это может быть офтальмолог, логопед, невролог, психолог. Все они осматривают детей, назначают индивидуальную программу для прохождения курса лечения.

Выбор детского сада для детей с нарушением зрения

При выборе детского сада для ребенка, у которого нарушена функция зрения, родителям необходимо придерживаться следующих пунктов:

  • наличие минимального количества детей в группе;
  • удаленность от дома, не каждый человек сможет доставить ребенка на другой конец города, а затем поехать на работу;
  • индивидуальный подход, занятия с ребенком, распорядок дня;
  • качество питания, так как детям с нарушением функции зрения необходимо получать все питательные вещества, которые будут стимулировать метаболизм и регенерацию тканей не только глаз, но и всего организма в целом;
  • оснащенность специализированной аппаратурой, например, если у ребенка наблюдается косоглазие, в учреждении обязательно должны содержаться устройства, которые будут стимулировать работу глазодвигательных мышц;
  • наличие медицинских сотрудников, которые должны ежедневно осматривать детей на предмет вирусных и инфекционных заболеваний, проводят ежедневные процедуры;
  • наличие физиотерапевтического оборудования, которое стимулирует работу органов зрения, улучшает качество поступления крови к тканям и скорость метаболизма;
  • наличие специализированного оборудования, которым можно не только лечить, но и проверять функцию зрения в процессе терапии;
  • профессионализм сотрудников, которые постоянно будут окружать ребенка.

Перед выбором детского учреждения можно обратиться к заведующей с целью просмотра территории детского сада, а также качества и оснащенности группы . Детские площадки в таких учреждениях должны быть хорошо оборудованы, там не должны содержаться игрушки, качели, горки, на которых может пораниться плохо видящий ребенок.

Адаптация поведения детей с патологиями зрения

Абсолютно все дети при попадании в детский сад проходят адаптационный период. Он может наблюдаться от нескольких дней до месяца. В это время ребенок становится плаксивым, часто не отходит от родителей. По утрам он может сильно плакать, не хотеть идти в детский сад, даже если ему там нравится.

Именно поэтому необходимо приучать ребенка посещать детский сад постепенно. Начинают посещение от 1 до 2 часов . Постепенно это время увеличивают. Не все дети сразу могут оставаться на сон в учреждении. Для них это является сильным стрессом. Необходимо дождаться, когда ребенку понравится посещать садик, только затем оставлять его там спать.

При начальном посещении сада рекомендуется кормить ребенка с утра завтраком, так как многие дети отказываются от еды из-за сильного стресса. В последствии можно не давать ребенку завтрак с утра, если он сам захочет есть вместе с другими детьми.

Адаптационный период также зависит от поведения родителей. Они должны быть сдержанными, не ругать ребенка, если он сильно плачет. Необходимо проводить с ним как можно больше времени, чтобы он понимал, что его любят.

Для детей, которые только начали проходить адаптационный период лечебных манипуляций не проводят. Это связано с тем, что ребенок может испугаться, начать сильно плакать вплоть до истерики, если без участия родителей начнутся какие-либо лечебные действия. Поэтому рекомендуется соглашаться на проведение лечения только через 6 месяцев после начала хождения в садик.

Если адаптационный период прошел успешно, ребенок постепенно перестает плакать по утрам. Ему начинает нравиться общаться с другими детьми. Наиболее благоприятным возрастом является 3,5-4 года. Именно в этом возрасте у детей образует коммуникабельность, их интересуют окружающие люди.

Детский сад для детей с нарушением зрения

Каждый новорожденный ребенок, принимает мир через зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. К большому сожалению, не к всем детям природа благоволит, и иногда детки рождаются с какими-то патологиями.

Детки с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их развитие и воспитание нуждается в особенностях. Правильно подобранное воспитание очень важно, так как такому ребенку нужно будет адаптироваться в садике, школе, а так же в жизни, которая будет не легкая. Что же нужно знать родителям, о развитии детей с проблемами зрения?

Перечень болезней связанных с проблемами зрения у детей

Наиболее распространенные, это функциональные, такие как :

— Катаракта (помутнение хрусталика глаза),
— Косоглазие (нарушается положения глаза, при котором появляется отклонение одного или двух глаз, по очереди или взгляде прямо), читайте также «ответы офтальмолога о детском косоглазии«,
— Миопия(не различение предметов на дальнем расстоянии),
— Астигматизм (отсутствие фокусной точки), и другие. Если вовремя начать лечение, можно исправить состояние.
— Органические нарушения, это те которые имеют отношение к структуры глаза, и других отделов системы зрения. Причинами являться аномалии глаза, заболевание сетчатки, болезнь глазного нерва.
— Фактором нарушения проблем с зрением, есть врожденные, приобретенные, наследственные.

Особенность развития и обучения для детей

Маленькие дети которые не видят, ведут знакомство с миром в большинстве случаев через слух, и осязание. Из за этого их представление о мире отличается, от детей которые видят. В отличии от зрячих детей, незрячим приходится распознавать все по звуку, из-за этого один с самых главных аспектов воспитания, является акцентирование внимания на звуках. Для таких детей, участие врачей специалистов нужная часть воспитания. Детям с проблемами зрения без помощи логопеда обойтись сложно, так как ребёнок в большинстве случаев не способен понимать слова, тем более если он не видит реальные объекты.

Для таких детей нужны подвижные игры, которые будут стимулировать зрение, развития правильного движения связанного с координацией, а самое главное обучение нужным навыкам. Все эти рекомендации можно получить у врача-офтальмолога, который подскажет какие именно игры и упражнения подойдут ребёнку. Таким образом вы с большой вероятностью получите успех.

Читать еще:  После лазерной коррекции зрения

— Научите ребенка правильной ориентации и координации. Желательно повторять упражнение и действия несколько раз, до тех пор пока не дойдёте до автоматизма.

— Покупайте игрушки не такие как для обычных детей, а берите больших размеров, что бы можно было хорошо прощупать, и не поранится. Ведь для таких детей главное трогать все на ощупь, и узнавать новое.

— Не покупайте игрушки с мелкими и очень острыми деталями, что бы ребёнок не поранил себя. Ведь мы можем все видеть, а они нет.

— Обязательно обучайте правильной ориентации в пространстве, для этого выполняйте определенные задания, и упражнения. Важно при этом объяснять ребенку что он делает и зачем.

Выбор детского садика

Самым ответственным должен быть выбор садика, при выборе сада смотрите на специализированные садики, для детей с нарушениями зрения, организацию и проведение лечебных целей для восстановления зрения, и подготовку к школе. Для того что бы попасть в специализированный сад, нужно у вашего участкового врача педиатра, или у врача офтальмолога в которого стоите на учете, взять направление, и идти в психолого-медико-педагогическую комиссию, которая и вынесет вердикт о посещении специализированного сада.

Для ребенка с нарушением зрения, такой сад будет самым подходящим вариантом, так как в таких садах, детей в группах меньше, чем обычных садах, в обычном около 30 человек, а в специализированных 6-15 человек. И из-за этого, вашему ребенку будет намного больше внимания, и ребёнок научится именно тому что ему нужно. Минусов в таких садиках очень мало, это то что такие садики редкость, и их мало, приходится рано утром везти ребёнка. Не меньше ответственный выбор в воспитателях у которых должно быть два образования, медицинское и педагогическое. Должны в садике быть консультации врачей, офтальмолога, логопеда, психолога. Еще если пойдёте в обычный садик, дети скорее всего будут смеяться с такого ребёнка, а в специализированном садике нет, так как там почти все детки такие.

Адаптация детей с нарушением зрения

Адаптация у детей с плохим зрением проходит немного хуже чем у детей, с нормальным. Так как меняется обстановка, люди, и не присутствуют родители, которые всегда находились раньше постоянно с ребёнком. Самое главное для родителей не паниковать, ребёнок чувствует и начинает нервничать.

— Сходите в сад вместе, пусть ребёнок немного адаптируется, потрогает игрушки, познакомится с воспитателями, нянечками.

— Первый день приведите в сад малыша на десять двадцать минут, постойте возле кабинета подождите, если ребёнок плачет и не может успокоится забирайте его домой, что бы не было психологической травмы. Если же все хорошо и он играется, можете подождать пока не наиграется.

— На второй раз оставляйте уже на дольше, примерно пару часов, даже если ребёнок плачет, пусть немного привыкает. И так по пару часов и вы привыкните. Главное такому ребёнку расписание, что бы он имел представление о том как идет день, и автоматически делал все.

В заключение

Подведем итоги, если вы решились идти в специализированный садик, вам нужно будет пойти к врачу педиатру или офтальмологу, взять направление на специальную комиссию, если она дает разрешение, то можно пойти в сад и узнать на сколько опытные и квалифицированные работники там работают, если все устраивает говорите с ребёнком что нужно начинать новую ступеньку в жизни. Тем самым вы немного подготавливаете ребёнка к взрослой жизни, многое зависит именно от вас, как вы все объясните так ребёнок поймет. Ведь дети отражение родителей.

Создайте комфортные условия для жизни, чтобы малыш знал что вы его любите не смотря на то что у него проблемы со зрением, будьте стимулом для своих детей. Никогда не зацикливайтесь на его болезни, стремитесь развивать своего ребёнка все дальше и дальше, потом когда он вырастет, скажет вам спасибо.

Открытое образование: школы и детские сады для детей с нарушением зрения

Текст: Мария Солтыс

Открытое образование: школы и детские сады для детей с нарушением зрения

Текст: Мария Солтыс

Тифлокомментарий: яркий солнечный свет заливает пустой школьный класс: доску, парты и стулья.

Выбор образовательного учреждения для незрячего или слабовидящего ребенка – задача ответственная и требующая осознанного подхода. Наряду с обучением в специализированных заведениях, у учеников с нарушением зрения есть возможность пойти по пути инклюзивного образования – учиться вместе с детьми, которые видят по-разному, в обычных детских садах и общеобразовательных школах. О том, какие варианты обучения доступны слепым и слабовидящим детям в России, читайте в нашей статье.

Тифлокомментарий: девочка лет шести сидит на коленях перед круглым столом и макает кисточку в краску левой рукой. У нее длинные темные волосы, полосатое черно-белое платье, белая кофта и белые носки. На глазах очки. Девочка широко улыбается. На заднем плане спиной к ней сидят перед мольбертами два мальчика в разноцветных футболках и рисуют. Комната светлая и наполнена игрушками.

Дошкольное образование

Для дошкольников с нарушением зрения существуют специализированные детские сады, а также сады компенсирующего и комбинированного видов.

В детсадах компенсирующего вида обучаются дети, которые по различным причинам испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ. Здесь есть группы для детей с нарушением слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами, психологическими заболеваниями: повышенной возбудимостью, раздражительностью, нервозностью, – а также дети с нарушением зрения. В таких садах созданы наиболее комфортные условия для обучения детей с особыми потребностями: там работают логопеды, психологи, массажисты, врачи-терапевты, тренеры по лечебной физкультуре и другие специалисты.

Детсады комбинированного вида – это возможность для ребят с нарушением зрения учиться рядом с детьми без инвалидности, при этом получая достаточно внимания со стороны преподавателей. В таких детских садах наряду с общеобразовательными группами созданы группы с особой специализацией, например, компенсирующие для детей с нарушением зрения.

В специализированных детских садах ребят обучают по специальной коррекционной программе. Кроме того, с детьми занимаются тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги. Также предусмотрены занятия для детей с ослабленным зрением на аппаратах.

Тифлокомментарий: на фотографии, залитой солнечным светом, спиной к нам идет девочка, держа за руку женщину в полосатой футболке и джинсах. У девочки русые волосы, убранные в высокий хвост и заплетенные в косичку. На ней бирюзовая футболка и синий рюкзак. На глазах очки. Она озорно улыбается, повернувшись к женщине.

Школы

Что касается школ, то дети с нарушением зрения также имеют возможность обучаться в специальных заведениях: школах-интернатах и коррекционных школах III-IV вида – и инклюзивных: вальдорфских и школах интегрированного обучения.

«В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей: в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Нижнем Новгороде, Владимире и других. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие обучаются в разных учебных заведениях: отдельно интернаты для слабовидящих и отдельно интернаты для незрячих. Это более продуктивно, так как методы обучения разные», – отмечает специалист по социальной работе школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых Виктория Полукарова.

К примеру, в коррекционных школах III-IV вида в организации образовательного процесса применяются специальные формы и методы работы, оригинальные учебники и пособия, тифлотехники: образовательную программу здесь изменяют в соответствии с потребностями учеников, а в классах учится меньше ребят, чем в общеобразовательных школах. Большим плюсом является то, что в таких образовательных учреждениях внимательно относятся к созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий для обучения слепых и слабовидящих детей. Кроме того, педагоги всесторонне подготавливают учеников к жизни в обществе. В специализированных школах, а также школах-интернатах обучение длится 12 лет, так как в младшей школе ребята проводят пять классов из-за изучения «брайля».

Также для слабовидящих и слепых детей есть вариант получения образования на дому: в этом случае ребята могут заниматься по индивидуальной программе, соблюдая комфортный для них ритм обучения.

Читать еще:  Как испортить зрение чтобы носить очки

«В нашем учебном заведении учатся дети с разными причинами слепоты. К нам в школу приходили поздно ослепшие дети, в том числе в старшие классы. В этом случае им требовались дополнительные занятия по изучению Брайля, а также помощь в обучении ориентировке в пространстве. Но в большинстве случаев дети смогли адаптироваться и продолжить свое обучение, – говорит Виктория Полукарова. – Также в школу, где обучают на Брайле, рекомендуют идти детям слабовидящим, но с плохим прогнозом по зрению, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза. Если ребенок слабовидящий, но с хорошим остатком зрения, то обучение в школе-интернате для слабовидящих будет более продуктивным».

Тифлокомментарий: светловолосый мальчик лет четырех в очках, белой футболке, бордовых джинсах и с синим портфелем за плечами поднимает большой палец правой руки наверх и улыбается.

По словам кандидата психологических наук, доцента кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта и сотрудника благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Ксении Николаевой, сейчас практически в каждом городе открывают районные досуговые и социально-реабилитационные центры для детей с особенностями развития, в том числе и с нарушениями зрения. «В них родители и дети могут получить консультацию специалистов и записаться на развивающие занятия. Не стоит забывать и об инклюзивных образовательных учреждениях, которые охватывают все большее количество регионов», – добавляет она.

Инклюзивное образование – это тот случай, когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Таким образом ребенок социализируется и получает навыки самостоятельной жизни в обществе.

Помимо общеобразовательных учреждений с инклюзивными классами есть и вальдорфские школы. Они отличаются тем, что здесь делается упор на развитие не академических знаний, а творческих способностей ребенка. Ученикам в таких школах не ставят оценки, благодаря чему, по мнению преподавателей, у детей отсутствует дух соперничества, а в классах нет разделения на лидеров и отстающих – все дети чувствуют себя единым коллективом.

Тифлокомментарий: молодая женщина в белой блузке и очках и девочка в розовой футболке сидят за столом. Женщина водит руками ребенка по книге, напечатанной азбукой Брайля. У девочки закрыты глаза.

По мнению Виктории Полукаровой, несмотря на развитие инклюзивного образования в России, для учащихся с нарушением зрения оно не вполне подходит. «Методы обучения незрячего ребенка (словесный метод, использование тактильно-осязательных ощущений, метод «рука в руке» и т.п.) предполагают постоянное взаимодействие педагога с учеником, а также затрату большего времени на объяснение нового материала. В инклюзивных классах соблюдение этих условий затруднено, в том числе в связи с большей наполняемостью классов. Как минимум необходим тьютор для каждого ребенка с проблемами со зрением, что не всегда представляется возможным. Разный темп работы, обусловленный в первую очередь использованием шрифта Брайля, усложняет качественное выполнение полного плана урока. Мы считаем, что в случае с незрячими детьми инклюзия хороша во второй половине дня: внеурочные занятия, дополнительное образование, конкурсы, фестивали, – когда дети с ограниченными возможностями здоровья могут свободно взаимодействовать со здоровыми детьми, социализироваться и адаптироваться в обществе без ущерба для своей образовательной деятельности», – объясняет она.

Ксения Николаева также придерживается мнения, что инклюзивные классы подходят далеко не каждому ребенку. «Мало открыть инклюзивный класс или группу – важно, чтобы в нем работал специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии. Общество должно быть готово принять эту систему не только на бумаге, но и в реальной жизни, с ее конкретными примерами. Ко всему в жизни нужно подходить без перегибов, держась золотой середины и здравого рассуждения. Я придерживаюсь мнения, что не каждой семье, где растет ребенок с особенностями развития, нужно стремиться к обучению в инклюзивном классе», – отмечает Ксения.

Однозначный ответ на вопрос о том, какое образовательное учреждение лучше подходит для ребенка с нарушением зрения, дать нельзя. «Каждый ребенок уникален. Какое учреждение больше подходит конкретному ребенку, может посоветовать специальная медико-психолого-педагогическая комиссия, но окончательное решение остается за родителями ребенка», – говорит Ксения Николаева.

По ее словам, при выборе детского сада или школы в первую очередь стоит обращать внимание на наличие высококвалифицированной, дружной и мотивированной команды специалистов. «Коллаборативная работа штата, сотрудников и родителей, построенная на взаимоуважении и совместном решении задач может принести высочайшие результаты», – считает Ксения.

Нашли опечатку? Нажмите ctrl+enter – мы исправим. Спасибо!

Детские сады для детей с нарушением зрения (Москва,ЦАО, ЮАО, ЮЗАО)

Вопрос: Живем мы на границе 3-х округов: ЮАО, ЮЗАО и ЦАО. У меня приемный ребенок, Танечке 4,3 года. Проблема с ортопедией (ходили год в ортопедический сад, он ничем не отличается от других, ни количеством детей, ни процедурами). Думали в этом году перевести в логопедический сад, много звуков нет, но тут выявилось, что зрение садится (в течении года 3 раза проверили). В какой сад нам планировать? Я думаю, офтальмологический, т.к ортопедию хоть как-то решили. Где находятся ближайшие сады? Елена

Ответ:

Добрый день, Елена. Рекомендацию касательно детского сада должен давать врач. Логопед есть в любом детском саду. Поэтому, если вам все-таки рекомендуют детский сад для детей с нарушением зрения, вы можете быть уверены в том, что там также займутся проблемами дочки со звуками. Мы подготовили список, в котором есть детские сады для детей с нарушением зрения в ЦАО, ЮАО, ЮЗАО.

ДЕТСКИЕ САДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ЦАО:

Детский сад № 224 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения)
127051, Москва, м. Цветной бульвар, Каретный Б. пер., 22, стр.5
Телефон: 299-9480 — Заведующий

Детский сад № 2107 (для детей с нарушением зрения)
119270, Москва, м. Спортивная, Комсомольский просп., 47А
Телефон: 242-1620

Детский сад № 1729 (для детей с нарушением зрения)
105066, Москва, м. Курская, Басманная Стар. ул., 24, стр.7
Телефон: 265-1540 — Заведующий

Детский сад № 420 (для детей с нарушением зрения)
123056, Москва, м. Маяковская, Зоологическая ул., 17
Телефон: 254-6021

Начальная школа-детский сад № 1648 (для детей с нарушением зрения, с круглосуточными группами)
109029, Москва, м. Крестьянская Застава, Калитниковская Б. ул., 32
Телефон: 670-1138

ДЕТСКИЕ САДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ЮАО

Детский сад № 972 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зреня, с ясельными группами)
117546, Москва, м. Улица Академика Янгеля, Харьковский проезд, 11А
Телефон: 383-4583

Детский сад № 2356 (компенсирующего вида, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ослабленным зрением)
115612, Москва, м. Красногвардейская, Братеевская ул., 10, к.2
Телефон: 342-9898

Детский сад № 1305 (комбинированного вида, для детей с нарушением зрения)
115191, Москва, м. Тульская, Рощинская 2-я ул., 13А
Телефон: 954-5363 — Заведующий

Детский сад № 1177 (комбинированного вида, для детей с нарушением зрения, с ясельными группами)
115533, Москва, м. Коломенская, Нагатинская наб., 16, к.2
Телефон: 116-0411

Детский сад № 1621 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения)
115569, Москва, м. Орехово, Захарова Маршала ул., 15
Телефон: 393-9356

Детский сад № 1158 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения)
117587, Москва, м. Южная, Кировоградская ул., 8Б
Телефон: 312-7145

ДЕТСКИЕ САДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ЮЗАО

Детский сад № 2156 (для детей с нарушением зрения, круглосуточный, с ясельными группами)
117628, Москва, м. Старокачаловская, Куликовская ул., 1В
Телефон: 712-0846

Детский сад № 2376 (для детей с нарушением зрения, с ясельными группами)
Телефон: 714-1009

Детский сад № 1231 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрени)
119333, Москва, м. Воробьевы Горы, Фотиевой ул., 12
Телефон: 137-0676

Начальная школа-детский сад № 1676 (для детей с нарушением зрения)
117209, Москва, м. Каховская, Перекопская ул., 12, к.1
Телефон: 122-7074

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector