amsicom.ru

Профилактика нарушения зрения у школьников

Профилактика нарушения зрения у школьников.

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни:

– длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;

– «отдых» у телевизора;

– чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

– не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);

– недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

– замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

– плохое освещение (избыток света или темнота);

– неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

– несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие:

Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.

Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.

Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.

– Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

– если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;

– если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;

– при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.

Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

– не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию;

– для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и развитию аккомодации;

– для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

– не перенапрягать зрением — в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов – 2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов);

– ограничить до минимума время работы за компьютером;

– отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе;

– вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон);

– следить за гигиеной глаз;

– избегать стрессов, не перегружаться;

– создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола. У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура);

Читать еще:  Капли для зрения

– употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);

– соблюдать правильную осанку;

– расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);

– показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);

Гимнастика для глаз.

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость:

– самый простой метод – рисовать глазами цифры. Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно;

– расслабление — с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни;

– круговые движения — открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против;

– моргание – не менее 100 раз;

– «темное расслабление» — положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета;

– «косые глаза» — сведите глаза к носу;

– «близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

УЗ «1-я городская детская поликлиника».

Нарушение и профилактика зрения у людей

Дата публикации: 29.03.2019 2019-03-29

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Алфёрова Д. Р., Чаплыгина В. В. Нарушение и профилактика зрения у людей // Юный ученый. — 2019. — №3.1. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/young/archive/23/1425/ (дата обращения: 22.02.2020).

В статье изучены факторы, влияющие на нарушение зрения у людей. Выявлена зависимость нарушения зрения от возраста и трудовой деятельности человека на примере одной семьи. А также выявлены причины, влияющие на нарушение зрения у школьников начальных классов на примере 4 «А» и «Б» классов МБОУ Школы № 176, составлены рекомендации по профилактике нарушения зрения.

Ключевые слова: орган зрения, факторы, влияющие на нарушение зрения, рекомендации.

Орган зрения является для человека важнейшим из всех органов чувств. Зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни. Сниженное зрение — это постоянный дискомфорт, неуверенность в себе.

Зрение является сложным и до конца не изученным процессом. Основными функциями органа зрения являются: способность различать величину и форму предметов окружающей среды; ориентироваться в пространстве; воспринимать расстояния между предметами окружающей среды, объем этих предметов, возможность наблюдать предметы в движении; восприятие окружающих предметов двумя глазами; способность воспринимать более двух тысяч оттенков цвета в зависимости от длины волны светового излучения; способность воспринимать свет в диапазоне солнечного излучения и приспосабливаться к восприятию зрительных образов при различных уровнях освещения [1].

Диаметр глазного яблока — примерно 25 мм, оно располагается в глазнице, хорошо защищенной костями черепа.

Процесс видения происходит следующим образом — свет от предмета проходит через зрачок, отверстие в центре радужной оболочки, далее через хрусталик, который представляет собой линзу, которая собирает солнечные лучи, и отправляет их на сетчатку. На сетчатке солнечные лучи приводят в возбуждение окончания зрительных нервов, и дальше по зрительному нерву информация попадает в мозг, где и формируется изображение. Такое устройство глаза, позволяет нам видеть [2].

К основным нарушениям зрения относятся такие заболевания, как дальнозоркость, близорукость, астигматизм. При дальнозоркости в глаз попадают параллельные лучи и собираются в фокусе за сетчаткой. В этом случае изображение на сетчатке будет расплывчатым. Дальнозоркий глаз вдаль видит лучше, чем вблизи. Дальнозоркость чаще имеет врожденный характер.

Читать еще:  Гигиена зрения у детей

При близорукости в глаз попадают лучи и фокусируются перед сетчаткой. Близорукие люди плохо видят вдаль, но ясно видят вблизи. Близорукость — это, в основном, приобретенное нарушение зрения, которое развивается в старших группах детского сада и, чаще, в процессе учебы в школе.

Астигматизм — это неодинаковая кривизна роговицы, при этом в одном глазу по одному меридиану может быть близорукость, а по другому — дальнозоркость. Ясного изображения на сетчатке такого глаза получить нельзя. При астигматизме острота зрения может быть снижена как вдаль, так и вблизи.

Нормальная острота зрения (равная 1,0) не дана с рождения даже абсолютно здоровым детям, а формируется по мере их роста и развития [2].

В наше время на формирование зрения ребенка влияет множество неблагоприятных внешних факторов, которые приводят к ранним и быстро прогрессирующим нарушениям зрения. Поэтому орган зрения нуждается не только в защите от повреждений, но и в создании благоприятных условий для нормального развития.

Выделяют следующие факторы, способствующие формированию близорукости у детей.

Наследственность. Если родители ребенка имеют хорошее зрение, то вероятность развития у него близорукости в школе составляет 5–7 %. Если один из родителей страдает миопией — риск для ребенка возрастает до 27 %, оба родителя — до 45 % [3].

Зрительные перегрузки. Доказано, что частота и прогрессирование миопии прямо связаны с количеством часов, проводимых за чтением.

Недостаточная освещенность рабочего места. Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности.

Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в домашней, и в школьной обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

Неправильная посадка за рабочим столом. Нарушение осанки, привычка читать лежа, писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.

Компьютер и зрение. В результате длительного, непрерывного устремления взора на экран монитора, глазные мышцы находятся в постоянном напряжении, что приводит к зрительному утомлению, которое сопровождается затуманиванием зрения, трудностью восприятия слов, расплывчатостью, нечеткостью видения.

Телевизор и зрение. Длительный просмотр телевизионных передач вызывает зрительное утомление, которое сопровождается нарушением кровоснабжения тканей глаза, напряжением глазных мышц, что в конечном итоге ведет к снижению зрения.

Низкая физическая активность. Во время физических упражнений глаза находятся в постоянном движении, смотрят то близко, то вдаль, при этом с одной стороны происходит расслабление мышц глаза, с другой — их тренировка.

Режим дня. Эффективность зрительной работы обеспечивается четкой организацией труда и активного отдыха. Именно организация режима дня ребенка должна предусмотреть чередование зрительных нагрузок на близком расстоянии с перерывами на какую-либо физическую активность — занятия спортом, помощь по дому, прогулки и т. д.

Особенности рациона питания. Именно несбалансированный рацион, дефицит белка и витаминов, особенно А, Е, С, группы В может спровоцировать или усугубить развитие нарушений зрения в детском и подростковом возрасте.

Общие заболевания. Миопия чаще развивается и прогрессирует у более ослабленных детей, имеющих сопутствующую фоновую патологию — заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, эндокринной систем [3].

С целью выявления факторов, влияющих на нарушения зрения, было проведено анкетирование семьи. Мною были опрошены родные прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки, тети и дяди, двоюродные братья и сестры, родители. В опросе приняли участие 21 человек разного возраста и пола. Самому младшему участнику 5 лет, самому старшему — 83 года.

Для того чтобы определить причины, влияющие на зрение человека, нужно определить социальный портрет этого человека (Таблица 1).

Состав и структура респондентов

Нарушение зрения у школьников и профилактика

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Глаза – удивительный дар природы. Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время большое очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Нарушение зрения у детей – большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Читать еще:  Метод бейтса по восстановлению зрения упражнения

2. Близорукость – это приобретенное заболевание, которое может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере). В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость – это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ухудшается острота зрения вблизи, хочется отодвинуть текст от себя.

4. Астигматизм – это особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильной кривизной роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

По данным анализа медицинских карт учащихся 1 – 2 – х классов МОУ > г. Якутска было выявлено, что в каждом классе (1 а, 1 б, 2 а, 2 б) есть дети с нарушением зрения. Из 135 учащихся 36 имеют нарушение зрения, что составляет 26,7 % от общего количества обследованных.

Степень участия зрения в процессе школьных занятий очень велика. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

К основным факторам, которые влияют на нарушение зрения у школьников, считается:

:: Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

:: Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

:: Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.

Для обеспечения сохранения и нормализации зрения, а также для предупреждения прогрессирования зрения мы рекомендуем :

– использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

– соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

– чередование занятий учащихся с отдыхом;

– контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

– организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

– активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

– организацию рационального питания и витаминизации;

– исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

– проведение гимнастики для глаз в школе и дома.

Гимнастика для глаз:

-Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь.

-Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

-Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

-Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

-Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

-Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

-Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

-Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

-Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

-Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

-Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

-Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и поселите так 1 минуту.

Зрительная гимнастика в стихах

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector